Эволюция снегоходов

Наверное, именно жители северных заснеженных стран всегда особо остро нуждались в зимнем транспорте, поэтому не удивительно, что главными претендентами на гордое звание родины снегохода считаются Россия и Канада. Правда, заметим, что американские индейцы тоже имели в своем хозяйстве некую конструкцию, отдаленно напоминающую предка сноумобиля, но ее примитивность позволяет лишь мельком упомянуть о ней, не погружаясь в тонкости ее внешнего вида и механики движения.

В России о зимней самоходной повозке, кажется, мечтали всегда: долгие заснеженные зимы, большие расстояния и извечная беда с отсутствием дорог – условия сами вынуждали человека придумать адаптированный способ передвижения. Вспомните сказку про Емелю! Его печь, движимая неведомой магической силой, легко преодолевала снежное бездорожье и несла дурачка туда, куда ему хотелось – ну чем вам не сноумобиль! К слову, первые русские снегоходы не слишком-то от Емелиной печки и отличались, только в роли движителя выступала не щучья магия, а двигатель внутреннего сгорания, который в начале ХХ века приобрел размеры, позволяющие ему разместиться на небольшом транспорте. Воспользовавшись столь удачным совпадением, в 1903 году русский инженер Сергей Неждановский сконструировал первые аэросани, а 10 лет спустя и сани с лыжноцепным движителем. Последние уже смело можно называть предком современного снегохода: сани Неждановского имели и двигатель (мотоциклетного типа), и две металлические гусеницы, позволявшие агрегату передвигаться по снегу, и лыжу, расположенную впереди и поворачиваемую с помощью руля велосипедного типа. Разгонялся такой аппарат аж до 12 км/ч. Казалось бы, вот и решен вопрос с исторической родиной современного снегохода, если бы не одно но: нет документального подтверждения того, что  Неждановский создал свой снежный чудо-аппарат именно в 1916 году, существуют источники, которые называют более поздний 1924 год, и это принципиально. Ведь остальной мир не дремал и тоже ломал голову над тем, как передвигаться по снегу, не прибегая к помощи животной силы.

Так в 20х годах ХХ века в Канаде появился еще один предок современного снегохода. Вышел он из-под руки бизнесмена из Квебека Жозефа-Арманда Бомбардье, который изобрел гусеницу и придумал, как с ее помощью можно заставить двигаться транспорт по снегу. Воплотить задуманное у изобретателя получилось лишь 1937 году, когда был выпущен первый семиместный снегоход под названием В-7. А в 1942 году вышла вторая двенадцатиместная модель В-12. Эти агрегаты от Бомбардье работали и на промышленность, и на гражданское население, и даже служили в военных целях в период Второй мировой войны. К середине ХХ века Бомбардье выпустил около 300 тыс. экземпляров снежной техники.

Отработав приемы на внушительных размеров агрегатах, предприимчивый канадец решил взяться за создание компактного снегохода и уже к 1959 году добился потрясающих результатов. Новая модель Ski-Doo отличалась небольшими размерами и легкостью, что позволило ей стать не только зимним заменителем тягловой лошади, или автомобиля, но и великолепным средством для развлечения. Именно тогда появились первые соревнования по скоростной езде на снегоходах. Новый сноумобиль компании Bombardier вызвал настоящий потребительский психоз и за 4 года объем продаж Ski-Doo вырос до 8 тыс. единиц.

Предсказуемо, что такой дикий спрос на снегоходы породил и ответные предложения: совсем скоро многие компании взялись за производство снежной техники. Не изобретая велосипеда, они брали за основу компактный сноумобиль Бомбардье, немного его преображали, и, выдавая за свое собственное изобретение, продавали алчущему потребителю. К началу 70х на снегоходной нише толпилось уже около 100 производителей.

Благо, время отсеяло лишних, перенасыщение рынка привело к закономерному падению спроса, а значит и сокращению количества производителей снегоходов. Сегодня на рынке снежной техники правят 4 крупнейшие компании: Bombardier (BRP), Polaris, Arctic Cat, Yamaha. Метят в это число и предприимчивые китайцы, а конкретно компания Stels, разрабатывающая свою эксклюзивную линейку снегоходов. Наша страна хоть и не претендует на звание крупнейшего производителя снежной техники, тем не менее, имеет свою компанию, собирающую сноумобили – «Русская механика».

За почти столетнюю историю снегоходов мало что поменялось: основными их потребителями были и остаются страны Северной Америки – Канада и США. Как ни странно, занесенные снегом Россия и Скандинавия до сих пор не могут похвастаться внушительным уровнем спроса на снегоходную технику.

Эволюционировав от трактороподобных машин на лыжах до легких, компактных и маневренных агрегатов, снегоходы стали настоящим предметом поклонения для любителей зимнего экстрим-спорта, и незаменимым помощником в хозяйстве там, где царит снег. Сегодня ежегодно продается около 200 тыс.единиц снегоходов, а производители продолжают работать над усовершенствованием этого агрегата.