Наши на Дакаре

 

Мартовская непогода и более трехсот километров пути из Кургана в Екатеринбург. За окном моего автомобиля абсолютная серость и только яркий тент курганского прицепа «Тайга» раскрашивает скучную дорожную атмосферу. Прицеп с именным тентом едет к новому хозяину. Новый хозяин – один из самых молодых и самых перспективных квадроциклистов нашей страны Сергей Карякин. В этом году мы решили поддержать российского гонщика и предоставить ему курганский прицеп  и оказать финансовую поддержку. В свои 24 года, Сергей Карякин может похвастаться не только победами на Can-Am Trophy, но и званием первого российского квадроциклиста, выступавшего  на ралли «Дакар», где, будучи новичком, в 2014 году не только доехал до финиша (что бывает лишь в 5% случаев), но и показал 7 результат. В 2015 году Сергей снова участвовал в Дакаре, но из-за поломки квадроцикла пришлось закончить соревнования досрочно. Совсем скоро я смогу не только передать курганскую «Тайгу» в руки этого удивительного спортсмена, но и лично спросить, как там, на «Дакаре»?

 

- Сергей, как давно ты увлекаешься экстрим-спортом?

- Увлекался давным-давно, но первый квадрик появился в 13 лет. А первый снегоход – лет в 9, наверное.

 

- Это была инициатива родителей?

- Конечно. Снегоход  «Буран» отец купил себе для охоты. А уже потом согласился на квадрик и взял мне «Ямаху», на которой я гонял с утра до вечера. Я тогда целое лето жил на даче и мог все время гонять на квадрике. Сам ломал, сам ремонтировал, сам  переворачивался, естественно, калечился, но жив - здоров и получил очень хороший опыт. Вообще, весь квадро-спорт  - это путь через синяки и болячки.

 

- Раз уж упомянул, какие травмы у тебя были?

- Самая серьезная моя травма, с которой мучаюсь и сегодня, была получена, когда я поднимался на квадрике в гору. Тогда он перевернулся и упал на меня. Я очень сильно травмировал спину,  по сей день это компрессионное сжатие между позвонками дает о себе знать и достаточно часто спина болит. Поэтому настаиваю на том, что нельзя пренебрегать защитой. Важна защита шеи. Особенно хорошо, когда защита шеи интегрирована в защиту спины – это и придает жесткость всей конструкции. Сегодня использование защиты на соревнованиях обязательно, без нее не дают выступать.

 

- Вернемся к началу: как твое хобби переросло во что-то серьезное? И когда это случилось?

- В один момент я захотел удовлетворить свои амбиции и в 13 лет поехал на соревнования «Курс молодого бойца», проходившие в Сысерти. Их я тогда выиграл. Они были ориентированы на новичков. Там я и получил свой первый соревновательный опыт. А потом последовала довольно большая пауза, потому что меня никуда не брали, ведь у меня даже прав не было. И возможность участия в соревнованиях дается тоже только с 16 лет. Пришлось подождать, но, как только получил права, стал участвовать в чемпионате Урала и в чемпионате России. Чемпионом Урала стал сразу, а на следующий год, в 2010ом, и чемпионом России, в этом же году я выиграл свой первый Can-Am Trophy.

 

- А как проходит чемпионат России?

- Чемпионат России по квадро-спорту и багги проходит по всей стране, сейчас некоторые этапы заходят даже в Прибалтику (Эстония). В основном Российский чемпионат -  это трофи-рейды. Сейчас я перепрофилировался, и мне больше интересны ралли-рейды, они более скоростные, и ехать нужно не по навигатору, а по дорожной книге. Здесь больше ориентирования и стратегии, а еще нужно правильно и свои силы рассчитать, и техники, ведь она не вечная, ее тоже нужно уметь грамотно использовать и довозить до финиша.

 

-Где тебе довелось покататься в России и за границей?

- На квадрике прошел «Дакар» (Аргентина, Боливия, Чили),  а здесь проехал практически всю Россию, исключая Дальний Восток. Моя самая восточная точка – это Камчатка, там я катался на снегоходе. В основном же, центр страны, ведь этапы соревнований проходят здесь и это понятно: организаторам нужно довезти все свое оборудование и технику на место, а кроме того нужны человеческие и административные ресурсы, а чем дальше от центра, тем сложнее задача. Еще одна проблема заключается в том, что это достаточно затратный вид спорта и не у всех есть материальные ресурсы, а когда еще и долго не получается выиграть, многие отказываются от этой идеи.

 

- А есть ли такие места, где хотелось бы покататься?

-Очень хотелось бы съездить в Астрахань, знаю, что там очень серьезные пески. Вообще, с песками я впервые столкнулся в Аргентине, потом в Абу-Даби на этапе Чемпионата Мира, а теперь хотел бы посмотреть, какие дюны у нас в России. По красоте мест отметил бы Нижний Новгород, Ставрополь.

 

-Расскажи про ралли «Дакар». Как происходит отбор?

- В этом году в ралли принимало участие 750 экипажей. Участвовать в соревнованиях может вовсе не каждый желающий, потому что каждый год там погибают люди, в основном они физически не выносят нагрузки, перегреваются, у кого-то останавливается сердце. Погибают и в авариях. В Абу-Даби, например, спортсмен разбился прямо на моих глазах. Отбирают на «Дакар» по опыту, по квалификации, чем больше соревнований ты проехал до этого, тем лучше. Просто по желанию проехать на «Дакаре» не получится, нужна спортивная история.

 

- На «Дакаре» ты работал  с иностранной командой?

- Да, прошлый мой «Дакар» прошел с иностранной командой, в которой было 5 участников и около 5 человек в команде – 2 водителя и 3 механика. Спортсмены в период соревнований технику не ремонтируют,  этим занимаются механики.  Я свою технику лишь  проверял и выдвигал нашим специалистам требования по ее подготовке. На самостоятельный ремонт не хватает ни сил, ни времени, ведь в день приходится проезжать по 12-13 часов и по 1000 км, поэтому времени на восстановление почти не остается.

 

- Как боретесь с голодом и жарой во время гонки на «Дакаре»?

- Надо понимать, что едем мы все это время без остановок на обед, поэтому все питание состоит из энергетических батончиков и другого спортивного питания, что бы поддерживать организм максимально. Плюс сильная жара. В этом году температура стояла +47, в прошлом +55, охладиться невозможно, нужно просто терпеть. Поэтому стараешься максимально закрыть тело, в таких условиях вообще проще надеть пуховик и в нем поддерживать температуру своего тела, чем ехать раздетым и  перегреваться от дикой жары.

 

- В грядущем сезоне ты снова едешь на Дакаровские соревнования?

- Еду. И теперь  уже  со своей командой. Людей, машины и квадроциклы буду готовить здесь, потому что это дешевле.

 

-И в заключение, какие соревнования у тебя впереди?

- Обязательно в Can-Am Trophy, где буду выступать на side-by-side. И, конечно, мы об этом уже говорили,  «Дакар» - там я буду вступать на квадроцикле.