Управление снегоходом

Трассы.

Что бы покатушки на снегоходе оставили в памяти лишь приятные воспоминания, задача сноумобилиста научиться не только правильно оценивать свои возможности, но и понимать трассу.  И если движение по подготовленной снежной поверхности не требует особых навыков, то трассы неподготовленные могут таить в себе массу опасностей: неровный снежный покров, камни и пни, снежные проплешины с сухой травой, которая может набиваться в гусеницы Вашего агрегата и т.п. Именно поэтому каждая из неподготовленных трасс требует правильной оценки и адекватного поведения.

Движение по глубокому рыхлому снежному покрову опасно тем, что сноумобиль может утонуть. Оказавшись на таком снегу, постарайтесь  плавно, забирая большой радиус, сменить направление движения и выехать на надежную поверхность.  Если увязания избежать не удалось, не буксуйте – так Вы еще глубже зароете технику. Выключите снегоход и вытяните его из провала, после, уплотняя снег ногами, вытопчите колею длиной 1,5-2 метра. Теперь можно включить снежик, и, приняв вертикальную стойку, раскачивать его вперед – назад, плавно нажимая на газ. Используйте вес Вашего тела, перенося его на часть снегохода, которая противоположна провалившейся части. Обращайте внимание на то, что бы Ваши ноги не были расположены слишком близко к гусеничной ленте – это может привести к травме. Важно! Не стоит подкладывать ветки, бревна и другие подручные предметы под гусеницы снегохода.

Движение по льду может быть смертельно опасным. Внешне толстый и надежный лед на поверку может оказаться совершенно не готовым выдержать вес Вашего снегохода. Напомним, самой частой причиной смертности среди сноумобилистов является утопление в холодной воде. Именно поэтому никогда не выезжайте на ледяную поверхность водоемов. Если же все-таки Ваш снегоход оказался на ледяной глади, снизьте скорость – на такой поверхности техника становится практически неуправляемой, а вероятность неконтролируемого заноса и разворота резко возрастает.  Если избежать провала под лед не удалось, сохраняйте спокойствие  – Ваши экипировка и шлем способны удерживать Вас на поверхности в течение нескольких минут. Используйте это время для того, что бы попытаться выбраться: отталкивайтесь ногами от воды и подтягивайтесь на руках до тех пор, пока не окажетесь на льду. Выбравшись, не вставайте на ноги, а, перекатываясь, продолжайте движение от ледяной кромки к берегу. Важно! Верным признаком того, что движение по льду представляет смертельную опасность, являются темнеющие под снегоходом колеи, и выступающая на их дне вода. В этом случае нужно немедленно свернуть со льда на берег.

Движение по плотному снегу тоже нельзя назвать безопасным, потому что, так же как и при движении по льду, сцепление гусениц с поверхностью трассы становится минимальным, что отражается на управляемости снегохода и его способности к торможению. Поэтому, катаясь по плотному снежному покрову, снизьте скорость и постарайтесь обойтись без резких поворотов и экстренных торможений.

Бывают ситуации, когда не удается избежать выезда на дорогу, проложенную по насыпи. В этом случае попытайтесь выбрать такой участок насыпного уклона, где Ваш подъем будет наиболее безопасным. Далее привстаньте с места и разгоните снегоход, но лишь до скорости, которая позволит Вам въехать по насыпи на дорогу. Поднявшись, остановите машину на обочине и пропустите транспорт, находящийся на дороге. Переехав на противоположную сторону, спустите снегоход вниз, плавно нажимая на газ и сместив центр тяжести тела назад.   

Движение при плохой видимости (туман, снегопад, яркое солнце, ночное время); по незнакомой местности; с возможностью скрытых препятствий – все перечисленные ситуации требуют от сноумобилиста внимательности, осторожности, и обязательного понижения скорости, которое позволит вовремя отреагировать на возможную опасность и избежать травмирования.

Правила езды на снегоходе.

Для того, что бы легко и безопасно заехать на холм, хорошенько разгонитесь на его подошве (тело в вертикальном положении). При въезде на склон уменьшите подачу топлива  - это исключит пробуксовку гусениц. Далее поднимайтесь на склон по зигзагообразной траектории (стойка с опорой на одно колено). Помните, нога, опирающаяся на сиденье, всегда должна находиться со стороны подошвы холма (нижний борт снегохода). При смене направления движения, Ваши ноги так же должны поменять свое положение – так Вы сможете грамотно перераспределять вес тела на борт машины, что сделает ее более послушной и управляемой. Скорость движения должна быть безопасной, будьте аккуратны при въезде на вершину, ведь там могут быть люди, транспорт, или другие препятствия. Если движение вверх по каким-то причинам стало невозможным, не разворачивайтесь на ходу. Выключите снегоход и поставьте его на стояночный тормоз. Освободите лыжи, разверните машину к подошве холма, затем включите двигатель и спуститесь вниз, плавно нажимая на газ.

При спуске с горы постоянно контролируйте движение Вашего сноумобиля: не отпускайте руль машины, центр тяжести тела сместите максимально назад, равномерно и плавно нажимайте на рычаг газа. Не допускайте неконтролируемого разгона, «успокаивайте» снегоход легким и частым нажатием на тормоз. Важно! Не допускайте блокировки гусениц тормозом – это приведет к аварии на трассе.

При прохождении поворотов, смещайте центр тяжести тела в сторону внутреннего относительно центра поворота борта снегохода – это  поможет создать необходимый крен, усилить его можно, наклонившись и сместив тело максимально вперед.